Добро пожаловать, заходите, располагайтесь поудобнее. В этом блоге каждый найдет для себя что-то интересное. Давайте дружить;)

среда, 13 июня 2012 г.

МППСС - 72. История возникновения и развития. Плавание по системе разделение движения

Главной целью обеспечения безопасности мореплавания является предупреждение  столкновений.



Столкновение судов - распространенный вид навигационных аварий, которые вызывают большие повреждения судов и нередко ведут к их гибели. Основным документом, определяющим действия судоводителей при расхождении судов, являются Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72).
Если бы все судоводители четко выполняли эти Правила и не допускали их нарушений, то столкновения были бы сведены к минимуму и явились бы лишь результатом действий непреодолимой силы природы (форсмажорные обстоятельства). Однако статистические данные показывают, что количество столкновений не уменьшается, а убытки от них возрастают из-за увеличения тоннажа судов и скоростей. Основным условием правильного применения МППСС является одинаковое толкование и понимание Правил всеми судоводителями. Твердое знание и умелое применение МППСС являются абсолютно необходимой частью знаний любого судоводителя на любом судне.

МППСС вырабатывались постепенно на основе обобщения многовекового опыта мореплавания всех стран, когда стало очевидно, что действия судоводителей при встрече судов нуждаются в регламентировании. Первым источником, в котором были отражены вопросы судовождения судов, был свод законов о мореплавании и торговле, действовавший на о. Родос в IV в. до н. э. В дальнейшем правила плавания и расхождения развивались и совершенствовались. В России в 1837 г. впервые были изданы Правила для плавания казенных и частных судов во всех проходах и реках Российской Империи.

В 1848 г. между Великобританией и Францией было достигнуто соглашение о признании Правил предупреждения столкновений судов (ППСС), составленных Английским адмиралтейством с учетом некоторых французских поправок. В том же году эти Правила были признаны Россией и другими странами, т. е. они практически стали международными. В Правилах определялся порядок расхождения парусных паровых  судов  и   впервые  появилось понятие умеренного хода. Эти Правила уточнялись в 1852 и 1863 гг., а в 1884 г. в них были включены правила и о сигналах во время тумана.

Первые официальные Международные Правила предупреждения столкновения судов в море были приняты в 1889 г. на Вашингтонской конференции, которая приняла Конвенцию по охране человеческой жизни на море.

В СССР Правила предупреждения столкновений судов в море были введены в 1922 г. В 1948 г. состоялась очередная Международная конференция, которая приняла новую Конвенцию по охране человеческой жизни на море, куда в виде приложения вошли новые ППСС. Эти Правила вошли в силу с 1 января 1954 г. Однако вскоре возникла необходимость вновь пересмотреть ППСС, так как на морских судах стали применять РЛС.

В 1960 г. на Международной конференции, принявшей Конвенцию по охране человеческой жизни на море, был   принят   новый   текст   ППСС. В виде приложения в эти правила были   включены   Рекомендации   по использованию     радиолокационной информации    для    предотвращения столкновений судов. ППСС-60 вступили  в силу с   1   сентября   1965 г. Опыт,  накопленный  мореплавателями с 1965 г., показал, что ППСС-60 нуждается    в    дальнейшем    совершенствовании. В 1972 г. в Лондоне на     Международной     конференции впервые   в   истории    мореплавания принята Конвенция о Международных     правилах     предупреждения столкновений судов в море  1972 г. Конвенция и Правила были приняты конференцией,    созванной    ИМКО. В эти Правила внесены изменения, связанные с приведением их на уровень современности, с учетом достигнутого   прогресса   в   судостроении, средствах   судовождения,   а   также возрастающей   интенсивности   судоходства.

МППСС-72 состоят из пяти частей, включающих 38 правил, четыре приложения и одно руководство.
Правила плавания и маневрирования вынесены на первое место. Данные о технических характеристиках огней, знаков и звукосигнальных устройствах, сигналы бедствия помещены в Приложениях. Дано руководство по единому применению некоторых правил МППСС-72.

МППСС-72 действуют в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым плавают морские суда. Эти Правила применяются при любых условиях видимости и, в частности, радиолокационной.

Плавание судов при любых условиях видимости. Плавание в условиях ограниченной видимости имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при маневрировании с целью безопасного расхождения судов.

Наблюдение. Дело первостепенной важности судоводителей-вести постоянное надлежащее наблюдение независимо от района плавания и состояния видимости. Надлежащее наблюдение - слуховое, радиолокационное с использованием оптических, технических и других имеющихся на судне средств предусматривает в соответствии с обстоятельствами и условиями полную оценку ситуации и позволяет определить, существует ли опасность столкновения.

Опасность столкновения. При обнаружении другого судна независимо от первоначального расстояния между судами и их взаимного расположения судоводителю следует определить степень опасности их сближения путем наблюдения за изменением пеленга на судно и расчетов элементов движения, чтобы своевременно и правильно оценить конкретную ситуацию, определить опасное судно и выбрать маневр на расхождение.

Если имеется сомнение в отношении наличия опасности столкновения, следует считать, что опасность существует. При плавании в условиях ограниченной видимости радиолокационное наблюдение обязательно и проводиться оно должно постоянно и на разных шкалах. В этом случае ситуация сближения судов в условиях ограниченной видимости может быть своевременно определена и установлена опасность столкновения.

На экране РЛС и САРП необходимо систематически наблюдать за параметрами движения судов и выполнять необходимые расчеты и построения (на планшете, картах, экране). Следует помнить, что предположения, сделанные на основании неполной информации, особенно радиолокационной,- опасны. Предупреждение об опасности столкновения должно быть заблаговременно, а любые действия, принимаемые для предупреждения столкновения судов, обязаны быть такими, чтобы привести к расхождению на безопасном расстоянии. Опасность столкновения  существует, если пеленг на приближающееся судно не изменяется. Опасность столкновения может иногда существовать даже при заметном изменении пеленга, в частности, когда сближаются с очень большим судном или буксиром, или при сближении судов на малое расстояние.

В условиях ограниченной видимости при наблюдении за окружающей обстановкой на экране РЛС опасность столкновения существует, если линия относительного движения (ЛОД) проходит через начало развертки экрана или вблизи него. Опасное сближение судов определяется заданным кратчайшим расстоянием расхождения - до 3 миль и в этом случае учитываются конкретные условия и факторы, которые характеризуют обстоятельства сближения судов. При этом принимаются во внимание скорости судов, относительная скорость сближения, относительное положение встречного судна, его ракурса, развитие ситуации сближения, состояние погоды, видимость, маневренные качества своего судна, стесненность навигационной обстановки, наличие других судов и др.
Маневр, который выполняется в рамках Правил, должен обеспечить безопасное расхождение судов. Запоздалый маневр расхождения может привести к обострению ситуации, к последующему маневрированию судов в опасной близости. Поэтому, если существует опасность столкновения, судоводитель должен предпринять уверенные, своевременные и решительные действия, соответствующие хорошей морской практике.

Безопасная скорость. Это скорость, с которой должно следовать судно, чтобы предпринять надлежащие и эффектные действия для своевременной его остановки на достаточном расстоянии от возможного объекта столкновения.

При плавании в условиях ограниченной видимости Правило 19 "в" и "с" предписывает:
каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости, тщательно сообразовывая свои действия с обстоятельствами плавания и условиями видимости.
При назначении безопасной скорости следует учитывать конкретную обстановку и факторы, влияющие на безопасность плавания;
состояние моря и видимости, близость навигационных огней;
тормозной путь при соответствующей скорости;
плотность движения судов;
маневренные качества, техническую характеристику судна, глубину;
ночью - наличие фона освещения как от береговых огней, так и от рассеяния света собственных огней;
наличие на судне навигационных средств наблюдения, использование РЛС и САРП.

Расхождение судов при плавании по системам разделения  движения.

МППСС-72, Правило 10 и принятые на 10-й сессии Ассамблеи ИМКО "Общие положения об установлении путей движения судов" четко определяют плавание судов по системам разделения движения. Целью установления путей движения судов является повышение безопасности плавания, где потоки, интенсивности движения судов велики или ограничена свобода движения (препятствия, глубины, ледовые условия и т. д.).

Суда, следующие в системе разделения движения, должны следовать в соответствующей полосе в общем потоке движения, держаться в стороне от линии (зоны) разделения движения, входить в нее и покидать на конечных участках, а если возникнет необходимость покинуть полосу движения или входить в нее со стороны, то делать это нужно под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения. При вынужденном пересечении полосы движения делать это следует, насколько возможно, под прямым углом к общему потоку движения.

Суда, которые могут безопасно использовать для транзитного прохода соответствующую полосу движения в системе разделения, не должны использовать зоны прибрежного плавания, за исключением судов менее 20 м и парусных судов.

Особую осторожность следует соблюдать вблизи конечных участков системы разделения, а также избегать постановки на якорь.

Расхождение судов при плавании в узкости. МППСС-72, Правило 9 определяет, что при плавании в узкости судно должно держаться внешней границы прохода или фарватера, который находится с правого борта. Встречные суда расходятся левыми бортами. Судно не должно пересекать проход или фарватер, если этим затрудняет движение другого судна. При сомнении в отношении  действий и   намерений другого судна, следующего в узкости, судно, не имеющее возможности изменить свой курс, может подавать предупредительный звуковой сигнал, состоящий по меньшей мере из пяти коротких звуков. Судно должно избегать постановки на якорь в узкости.

Рекомендую ознакомиться

Комментариев нет:

Отправить комментарий